Как власть превращает украинцев в нищих

Картинки по запросу нищета украинаВ 2014 году, после победы Революции Достоинства, высшая исполнительная власть в Украине перешла к представителям либеральных сил и частично к национал-патриотам, которые длительный период критиковали политику правительства Азарова в части введения драконовских правил функционирования субъектов малого и среднего бизнеса, а также завышения уровня коммунальных тарифов.

К сожалению, правительства, пришедшие на смену кабинету Азарова, так и не смогли устранить узкие места в вопросах стимулирования развития малого и среднего бизнеса, наведения порядка в части регулирования тарифной политики предприятий газо-, водо-, электро- и теплоснабжения. Эти правительства в максимальной степени пытались удовлетворять требования Международного валютного фонда (МВФ) перед предоставлением очередного транша, что привело к ухудшению социальных стандартов жизни, поскольку были урезаны многочисленные льготы наименее защищенным слоям населения, а владельцы естественных монополий получили возможность на порядок увеличить величину тарифов за предоставляемые ими услуги.

Пакет «реформ», предложенных парламентским большинством, сводился к механическому исполнению требований МВФ, подтанцовке основным олигархическим группам, усилению фискального давления на субъекты малого и среднего предпринимательства, что в конечном итоге вылилось в небывалое ухудшение жизненного уровня населения. Поскольку значительно увеличился удельный вес расходов домохозяйств на оплату коммунальных услуг, резко уменьшился платежеспособный спрос на товары повседневного спроса, не говоря уже о товарах инвестиционного назначения.

Анонсированное увеличение минимальной заработной платы до 3200 грн. оказалось фейковым, поскольку работодатели использовали все имеющиеся возможности вплоть до увольнения и перевода работников на неполный рабочий день, чтобы не увеличивать реальную величину расходов на минимальную оплату труда наемных работников.

Кабмин при этом не применил надлежащий инструментарий, заставляющий работодателей выплачивать наемным работникам минимальную зарплату в сумме 3200 грн., что дало бы возможность частично компенсировать потери малообеспеченным слоям населения, которые они понесли в результате чрезмерного роста коммунальных тарифов и цен на товары широкого потребления.

К сожалению, идеологи нынешней экономической политики (именно экономической политики, а не реформ, поскольку реформы отсутствуют как таковые) не смогли равномерно распределить бремя экономических экспериментов в соответствии с уровнем доходов наиболее богатых и самых бедных слоев населения.

Кланово-олигархические группировки, сконцентрировавшие основной капитал тех производств, которые дают львиную долю украинского экспорта (крупные агропромышленные объединения холдингового типа, предприятия горно-металлургического комплекса), а также подавляющее большинство естественных монополий (предприятия водо-, электро-, газо- и теплоснабжения) и в дальнейшем влияют на формирование экономической политики через собственные лобби в украинском парламенте и правительстве, что дает им возможность уходить от уплаты адекватной их бизнесу сумме налогов и беспрепятственно выводить львиную долю доходов в оффшорные резиденции.

Деятельность двух последних правительств продемонстрировала, что никакой коррекции антисоциальной направленности действий правительства Азарова не произошло. Углубился прессинг на малый и средний бизнес, сформировались предпосылки для превращения еще большей части малообеспеченных граждан в нищих, но при этом сохранилась, а в некоторых случаях и укрепилась монополия предприятий, входящих в кланово-олигархические группировки, на базовых рынках.

Одним из проявлений дерзкого броска властью и крупным бизнесом рядовых граждан стало банкротство большого количества банковских учреждений, что сделало невозможным своевременное получение гражданами своих сбережений, которые были положены на депозитные счета в названных выше финансово-кредитных учреждениях. Рекапитализация банков-банкротов происходила опять же селективным методом: свой-не-свой. Не добавила доверия к отечественной финансово-банковской системе и волокита с национализацией Приватбанка, поскольку долги этого финансово-кредитного учреждения были погашены за счет средств госбюджета, то есть за счет налогоплательщиков.

Неконтролируемое повышение коммунальных тарифов, массовое банкротство банковских учреждений, искусственные раскрутки НБУ девальвационно-инфляционной спирали сформировали в Украине ловушку бедности для большинства граждан, преодоление которой требует масштабной коррекции инструментов экономической политики государства, чтобы остановить продвижение страны к очередной фазе социальных потрясений.

Упредить такие социальные потрясения смогут только досрочные выборы украинского парламента, которые дадут возможность сформировать новое большинство, которое запустит маховик реальных реформ, направленных на устранение гегемонии и монополии кланово-олигархических группировок и возрождение малого и среднего предпринимательства. Тогда сформируются предпосылки для пропорционального распределения бремени экономического кризиса среди основных слоев общества в соответствии с реальной величиной их доходов и имущественного положения.

Василий Голян, Директор общественной организации «Европейский аналитический центр»

Новое время


Последние 10 статей на сайте"

\
↑ Top
copyright © 2017 Частный Некоммерческий Информационно-Популистский Сайт (ЧНИПС). All Rights Reserved